And as we wind on down the road. Our shadows taller than our soul (с)
Автор: Marmaluka
Бета: RevelloDrive1630
Саммари: Продолжение анализа отношений спаффи, теперь уже в 6-ом сезоне. выложенное ранее в комментариях и отредактированное для удобоваримости

По поводу темноты и тяги туда Баффи. Оно же причина, почему Спайк не мог развиться самостоятельно и почему душа в его случае необходимость.
Баффи вернулась к жизни в совершенно не-живом состоянии. Всё вокруг болезненно яркое, невыносимо шумное и бьющее по оголённым нервам. Баффи полностью дезориентирована, но её инстинкты истребительнцы по прежнему с ней. Она борется с демонами, спасает Дон, даже не осознавая, кто она. И её первый порыв - вернуться в своё состояние. Дон пытается докричаться до неё, но безуспешно. Её сестра ничего не чувствует и готова к прыжку. Если бы башня не начала разрушаться и не включились инстинкты истребительницы, чтобы защитить Дон, я не думаю, что Баффи бы что-то удержало. Даже дома, в тишине и в безопасности, Баффи заморожена и даже не может выдержать прямого глазного контакта с Дон. Не дает ей прикоснуться к своим раненым рукам. Появление Спайка вызывает первую реакцию у неё. Их отношения возобновляются на том же месте, что и прервались. В 5-ом сезоне Баффи стояла на верху лестницы и стоящий внизу Спайк говорил: «Я знаю, что я монстр. Но ты обращалась со мной как с человеком». Теперь она спускается к нему. Его полный благоговения взгляд (по другому не назовёшь) вдруг заставляет Баффи озаботиться своей не застёгнутой рубашкой. Спайк и Дон и говорят о ней, как будто её там нет. Пока внимание Спайка не привлекают её руки и он спокойным принятием разделяет с ней опыт выбирания из собственного гроба. Это понимание что-то ломает в баффиной стене. Она дает ему взять себя за руки и впервые проявляет интерес к окружающему, интересуясь, как долго её не было. Между Спайком и Баффи устанавливается контакт, который рушится сразу, как только врываются возбужденные скуби. Спайк бежит от них, не в силах выносить их присутствие в столь уязвимый для себя момент. Баффи лишена такой возможности, через силу принимает радость своих друзей и стремится покинуть их как можно скорее.
Ксан застаёт плачущего Спайка, и тот впервые озвучивает возможность того, что Баффи могла вернуться неправильной. И что, будь в вернувшейся истребительнице хоть часть Баффи, он не позволил бы её убить.
Баффи стремится к тому пониманию, которое установилось у неё со Спайком, единственным из всех. Не в последнюю очередь, потому что её возвращение было для него сюрпризом и он не ждет от неё благодарности подобно друзьям. И он тоже умирал и возвращался. Она приходит к нему в склеп и слушает, как Спайк спасает её каждую ночь. Что его мучает чувство вины за то, что ей пришлось умереть, и он не смог помешать этому. Похоже, единственного из всех.
Баффи ищет уединения и при любой возможности избегает своих друзей. И Спайк оказывается единственным, кому она может рассказать, что с ней и каково ей сейчас.
Вначале Спайк безумно рад её возвращению и всё, на что осмеливается, это трепетно взять её за руки. Но время идет, а баффина депрессия только усугубляется. По какой то неведомой ей самой причине она ищет его общества. Спайк пытается ей помочь, исходя из своего разумения, - накачивает её виски и берёт в демонический бар. Но всё становится только хуже: "Ты собирался помочь мне. Ты собирался сносить головы и исправить мою жизнь!... Посмотри на меня, глупая Баффи, слишком тупая для колледжа. Баффи-фрик, слишком сильная для стройки. И единственный, кого я могу выносить рядом - кастрированный вампир, жульничающий в кошачьем покере!"
Она действительно на него надеялась. Что он что-то наладит, поможет... Но Спайк даже не понимает толком её состояние. В мюзикле её состояние достигает апогея: "Дайте мне то, о чём петь". Но никто не откликается на её призыв, её друзья молча наблюдают смертельный танец. И только Спайк останавливает и в унисон поёт, что надо жить несмотря ни на что. В переулке, куда она за ним выбежала, они как зеркало друг друга. "Я касаюсь огня и замерзаю. Я хочу чувствовать" - "Я умер много лет назад, но ты заставляешь меня чувствовать...". И в финале - куда мы пойдем теперь? И как это бывает y Джосса, если Бафф в начале заявляет "Я никогда не поцелую тебя, Спайк, снова", то ждите, что именно этим серия и завершится. Баффи после возвращения памяти не может даже сразу подняться, так сильна затопившая сознание мрачная реальность. И Джайлз, заменивший ей отца, находит самый подходящий момент чтобы её бросить. Друзьям тоже не до неё, у всех свои проблемы. Только Спайк, как обычно, рядом, и она хватается за него, в надежде хоть на мгновенье забыться. Собственно, тут и зарыта собака. Пока Спайк оставался на той точке их отношения, которой они достигли в финале 5-го сезона, всё было не плохо. Баффи ценила и уважала его. Но как только Баффи делает шаг навстречу, он делает их пять. Он начинает искать встречи с ней, пытается выяснить отношения, преследует её и не понимает слова «нет». Его давление, больше свойственное середине 5-го сезона, провоцирует Баффи также откатиться назад. Она исчерпывает аргументы и вновь страдает нос Спайка. Что еще удивительнее, Спайк ударяет её в ответ. Он, которому все лето снились кошмары, как он спасает её тысячами разных способов и который считал дни с её смерти. В одно мгновенье они разрушают то, что с таким трудом построили за год. В случае Спайка эти разрушения имели большой размах - все его изменения к лучшему, вся помощь, которую он оказывал скубям и Баффи, его уважительное и трепетное отношение к ней оказались мгновенно зачеркнуты обидой и злостью. Она отказывается видеть в нём изменения, что ж, тогда он возвращается к себе прежнему. Спайк идет лопать девушку в ближайший переулок, и его уговоры в этом смысле мало показательны. Если бы изменения, на которых он настаивал, произошли - он бы никогда не пошёл самоутверждаться за счет человеческой жизни. Но более показательнo его злорадство, когда он выясняет: "Нет ничего не правильного со мной. Что-то неправильное с ней". Мысль о том, что Баффи такой же монстр, каким считает его, окрыляет Спайка. Теперь ему нет нужды тянуться к недосягаемой Баффи и установленной ею планке, она скатилась до его уровня. "Я вампир! Мне положено быть на темной стороне. Какое у тебя оправдание?". И оба очень наглядно падают в провал, разрушая все вокруг. Наутро Спайк отвешивает на редкость неудачный комплимент: "Я знал, что единственная вещь лучше убийства истребительницы может быть трах..." И далее: "Я может и грязь, но ты та, которая любит валяться в ней". Спайк примирился со своей природой, он согласен быть монстром и не больше не желает большего. И всячески пытается уверить Баффи, что она ничем от него не отличается, что её место рядом с ним. В темноте. И здесь не играет роли, что он не подбивал её на преступления и убийства. Он просто заставлял её поверить, что она монстр. "Какой ты вид демона, лав?" (6.12). Пытается противопоставить её друзьям, зарождая в ней страх их осуждения. "Как ты думаешь, что бы они думали о тебе, если бы узнали" (6.13). Спайк пытается привязать её к себе: "Это не твой мир. Ты должна быть во тьме... со мной". Учитывая уязвимость состояния Баффи, поведение Спайка может оправдать только отсутствие души и осознанности своих действий. Особенно ярко он демонстрирует полное непонимание нравственности Баффи, когда уговаривает её скрыть убийство Катрины. Он искренне недоумевает, что такого ужасного, подумаешь, случайно убила девушку. Спрячем труп в реке и забудем. В "As You Were" Спайк прячет в склепе оружие массового поражения и на явное разочарование Баффи справедливо возражает: "Ты знаешь, кто я, ты всегда знала, но все равно приходишь ко мне". (6.15) Спайк не менялся и не собирался меняться. Он считал, что Баффи приняла условия игры и никак не может понять, что не так.
В «Hell's Bells» они разговаривают с куда большей теплотой и уважением к друг другу, чем за весь 6-й сезон. Баффи признаётся, что попытка вызвать её ревность удалась. И что она это в некоторой степени заслужила. Это не правда, отвечает Спайк. Баффи не собирается менять своего решения, но признает, что ей тоже их расставание причиняет боль. Спайк благодарен ей за это. Он рад видеть её счастливой и признает, что сам он не видел её такой уже очень давно. Редкий момент взаимопонимания, которого не было между ними с начала сезона.
В "Normal Again" они продолжают общаться в той же доверительной манере. Спайк позволяет себе упрекнуть Баффи за их разрыв. Но с появлением скубей все меняется. Баффи начинает оправдываться, как будто её разговор со Спайком должен иметь причину, а не просто желание. Открещивается от любых отношений кроме профессиональных: контрабандист – истребительница. Иначе слишком многое бы пришлось объяснять… Спайка это выводит из себя. Он не может выплеснуть обиду на Баффи и цепляется к Ксану. Баффи в своём стремлении избежать травмирующей реальности проваливается в параллельную вселенную, существующую или вызванную ядом.
В разговоре с Ксандром Спайк озвучивает свои претензии к Бафф: «Влюбила меня в себя, вставила в мою голову чип, сделала секс-раба…». Практически вторит самому себе в "Crush". Спайк все еще не готов брать на себя ответственность за их отношения и возлагает их исключительно на Баффи.
Когда она произносит «Ты не часть моей жизни», Спайк уязвлен этим. Он бросает ей, что она любит страдать и потому мучает и его. Баффи не в себе, но Спайк требует здесь от неё определиться (как это было и в "Crush", но без цепей). Сделать выбор. Спайк по прежнему считает (и ошибается в корне), что всё, что не даёт Баффи быть с ним, - это боязнь осуждения со стороны её друзей. «Или ты скажешь им, или я». Несомненно, Спайк хотел облегчить её участь и верил в то, к чему призывал Баффи. Не понимая, что делает всё только хуже. Баффи на таком фоне реальность психушки с живыми родителями и жизнью без Саннидейла с его проблемами и постоянным грузом ответственности за всех и вся кажется привлекательнее её реальности. Реальности, в которой ей приходится сражаться с вампирами и убивать монстров, умирать и спать с вампиром. Лучше быть сумасшедшей, чем запутаться так, как это сделала Баффи.
В итоге Баффи выбирает мир не тот, в котором её любят, а тот, в котором она больше нужна. Она не в силах прервать свое героическое путешествие, её долг - это то, что она есть. И Спайк никак не может понять этого.
С его стороны довольно безответственно было бросить нездоровую Баффи и не проследить, как она приняла лекарство, о чём его просила Уиллоу. В "Entropy" Спайк вновь пытается давить на Баффи, чтобы она приняла какое-то решение. На самом деле она его приняла. «Почему ты больше не спишь со мной?» - «Потому что не люблю тебя». Но это решение Спайка не устраивает. И он надеется, что рассказав друзьям правду, Баффи вновь окажется в изоляции, станет его, как это уж было не так давно.
Далека от мысли, что Спайк делает это намеренно. Пытается сделать Баффи уязвимой и доступной для себя. Он без сомнений хочет её. Хочет обладать ею. Его монстр страдает и желает вернуть всё, как было. Но я также верю, что Спайк искренен, когда говорит Баффи, что не причиняет ей боль. Он заботится о ней. Но полагает, что Баффи врёт сама себе и это слабость не даёт ей признать чувства к нему. Спайк не в силах справиться со своей любовью, она рвёт его на части – часть его стремится заботиться о Баффи, не причинять ей боли, а часть страдает от неразделенного чувства, обвиняет её в его страданиях и стремится избавиться от них. Поэтому он идет в "Магическую шкатулку" в поисках заклинания. Чтобы забыть. Прекратить эту боль. Мгновение в объятиях Ани делает его более близким к Баффи, чем когда-либо. Он пробует её лекарство, и оно горчит. Это не то, к чему призывала его Баффи. Он не идёт дальше, он бежит от боли. Но распад продолжается. Его попытка утешения причиняет боль Баффи. Это не значит, что она, как собака на сене, отпускает его и попрекает тут же, что последовал её совету. Её ранит, что Спайк так уверенно заявляющий, что «с ним что-то случилось» и «это другое», которому она поверила «это так. Для тебя», по сути делает то же, за что она себя осуждала весь сезон. Поэтому его фразу «Я был достаточно хорош для Баффи» она принимает. Да, она поступала также с ним. И не ей упрекать его в этом. В этом они достигают понимания и обмениваются кивками. Все расходятся в состоянии некой неопределённости. Процессы запущены, но ещё никто не знает, к чему всё идёт.
Вектор их отношениям придает визит Дон, который будит в Спайке вновь тот вихрь эмоций, который он пытается заглушить с помощью виски. Обиду и гнев на Баффи, любовь к ней, чувство вины за причинённую боль и нарушенное слово (данное прежде всего себе). Он приходит к ней в настоящем отчаянии. Как утопающий цепляется за соломинку баффиных слов: «У меня есть чувства к тебе. Но это не любовь.» Она честна с ним. Она не может любить его, потому что не может доверять. Спайк не способен понять, что значит это доверие для неё. Зачем оно им? Какое отношение оно имеет к любви? Его любовь - это дикий всепоглащающий огонь, обжигающий обоих и грозящий спалить до тла. Он не может понять Баффи и стремится быть понятым сам. Донести его чувства до неё. Старым проверенным способом. Поместить их в неё, разделить их. Как тогда в "Dead Things" он пытался вобрать в себя её ненависть, так теперь он пытается поместить в Баффи свою любовь.
Почему сцена в "Seeing Red" одновременно является изнасилованием и не является им. Как такое может быть вообще. Слишком однозначное преступление для столь неопределённых трактовок. Но неоднозначность проистекает из того внутриличностного кризиса, который достиг в Спайке своего пика. Он верит, что Баффи его любит, но боится признать. И он не в силах выносить свою любовь. У Спайка тоже был свой рай, из которого он изгнан… И он желает вернуться в него, прекратить боль. Он не может перестать чувствовать. Он пытался. Но может заставить Баффи чувствовать в ответ. Это сцена не об удовлетворении половой потребности против желания. Это об удовлетворении потребности быть любимым в ответ. В какой-то степени оно ещё ужаснее от этого. Спайк любит Баффи. Не просто хочет её, как какой-то мужик, неспособный сдерживать свои тёмные импульсы. Он любит и хочет заставить любить себя в ответ. Это не тот случай, когда можно однозначно осудить аморальность действий насильника и посочувствовать жертве. Перед нами две жертвы. Баффи весь сезон дезориентировала Спайка своим поведением. Когда «нет» означало «да». Она не могла справиться со свой слабостью и теперь Спайк не верит ей. Он был ниже её и признавал за ней моральное превосходство в 5-ом сезоне. Это заставляло его тянуться к ней, изменяться, становиться лучше. В 6-ом Баффи спустилась на один уровень со Спайком. Он перестал думать о ней, как о чем то… лучшем, чем он. Окончательное падение произошло в "Smashed".
Падение сквозь пол и крушение всей системы отношений, что они построили до этого. Моральное падение Баффи. «Единственный шанс у тебя со мной был, пока я была без сознания». И вот, она его. В сознании. Принадлежит ему. И не хочет этого признавать. Убегает каждый раз. Стыдится того, что делает и продолжает. Это заставляет Спайка думать, что её принципы - это жалкая ложь себе. Страх осуждения. Лицемерие. Он считает себя грязью, но и её тоже. Он не перестал её любить. Но перестал восхищаться ею. И в ванной происходит закономерный итог их последовательного морального падения. Баффи пала и увлекла с собой Спайка. Нашла в себе силы подняться, но Спайк этого не понимает и не принимает. Та его часть, которая ненавидит Баффи за причиненную боль, его демон, пытается совершить над ней насилие. Та часть, которая любит её, которая не желает причинять ей боль, ужасается содеянному. Конфликт его Я и Оно достиг состояния фрустрации. «Что я сделал? Почему я не сделал этого? Что она сделала со мной?» Спайк сначала возлагает ответственность на Баффи, по привычке. Затем что-то происходит с ним. Он достигает предела экзистенциального кризиса. Существование в прежнем виде не приемлемо и не переносимо. И он берёт на себя ответственность за свою судьбу. «Ничего не изменится, пока не сделаешь шаг». Поездка за душой, болезненные испытания – это уже следствия того шага, который Спайк сделал в Саннидейле. Свое главное решение в жизни он принял там. Вначале меня безмерно смущалa эта алогичность сюжета. Как мог Спайк захотеть душу в отсутствие оной? Как он мог осознать свою вину и как его демон смог допустить убийственное для него решение? Но это не было моральным решением. Спайк не оценивал свой поступок с точки зрения правильно - не правильно. И не только чувство вины заставило его хотеть душу. Спайк осознал, что он не хозяин своей личности. Он не может контролировать себя. То, что так долго было абсолютной свободой, вдруг стало нестерпимыми оковами. Спайк захотел стать человеком, способным на свободу воли и собственный выбор. Душа это не «лунные лучи и не звенящие пенни, душа это ненависть к себе». Спайк возненавидел часть себя достаточно сильно, чтобы захотеть измениться. Он действительно воин. Нет ничего более сложного, чем бороться с тьмой внутри себя. Вдвойне это тяжелее, когда ты рожден этой тьмой и это «лёгкий способ жить». Но Спайк никогда не отступал и искал схватки. Он сразился с самим собой и победил. Эту силу, эту способность не отступать и не сдаваться, это мужество любит в нём Баффи. И я. Не душу. Личность.
Бета: RevelloDrive1630
Саммари: Продолжение анализа отношений спаффи, теперь уже в 6-ом сезоне. выложенное ранее в комментариях и отредактированное для удобоваримости

По поводу темноты и тяги туда Баффи. Оно же причина, почему Спайк не мог развиться самостоятельно и почему душа в его случае необходимость.
Баффи вернулась к жизни в совершенно не-живом состоянии. Всё вокруг болезненно яркое, невыносимо шумное и бьющее по оголённым нервам. Баффи полностью дезориентирована, но её инстинкты истребительнцы по прежнему с ней. Она борется с демонами, спасает Дон, даже не осознавая, кто она. И её первый порыв - вернуться в своё состояние. Дон пытается докричаться до неё, но безуспешно. Её сестра ничего не чувствует и готова к прыжку. Если бы башня не начала разрушаться и не включились инстинкты истребительницы, чтобы защитить Дон, я не думаю, что Баффи бы что-то удержало. Даже дома, в тишине и в безопасности, Баффи заморожена и даже не может выдержать прямого глазного контакта с Дон. Не дает ей прикоснуться к своим раненым рукам. Появление Спайка вызывает первую реакцию у неё. Их отношения возобновляются на том же месте, что и прервались. В 5-ом сезоне Баффи стояла на верху лестницы и стоящий внизу Спайк говорил: «Я знаю, что я монстр. Но ты обращалась со мной как с человеком». Теперь она спускается к нему. Его полный благоговения взгляд (по другому не назовёшь) вдруг заставляет Баффи озаботиться своей не застёгнутой рубашкой. Спайк и Дон и говорят о ней, как будто её там нет. Пока внимание Спайка не привлекают её руки и он спокойным принятием разделяет с ней опыт выбирания из собственного гроба. Это понимание что-то ломает в баффиной стене. Она дает ему взять себя за руки и впервые проявляет интерес к окружающему, интересуясь, как долго её не было. Между Спайком и Баффи устанавливается контакт, который рушится сразу, как только врываются возбужденные скуби. Спайк бежит от них, не в силах выносить их присутствие в столь уязвимый для себя момент. Баффи лишена такой возможности, через силу принимает радость своих друзей и стремится покинуть их как можно скорее.
Ксан застаёт плачущего Спайка, и тот впервые озвучивает возможность того, что Баффи могла вернуться неправильной. И что, будь в вернувшейся истребительнице хоть часть Баффи, он не позволил бы её убить.
Баффи стремится к тому пониманию, которое установилось у неё со Спайком, единственным из всех. Не в последнюю очередь, потому что её возвращение было для него сюрпризом и он не ждет от неё благодарности подобно друзьям. И он тоже умирал и возвращался. Она приходит к нему в склеп и слушает, как Спайк спасает её каждую ночь. Что его мучает чувство вины за то, что ей пришлось умереть, и он не смог помешать этому. Похоже, единственного из всех.
Баффи ищет уединения и при любой возможности избегает своих друзей. И Спайк оказывается единственным, кому она может рассказать, что с ней и каково ей сейчас.
Вначале Спайк безумно рад её возвращению и всё, на что осмеливается, это трепетно взять её за руки. Но время идет, а баффина депрессия только усугубляется. По какой то неведомой ей самой причине она ищет его общества. Спайк пытается ей помочь, исходя из своего разумения, - накачивает её виски и берёт в демонический бар. Но всё становится только хуже: "Ты собирался помочь мне. Ты собирался сносить головы и исправить мою жизнь!... Посмотри на меня, глупая Баффи, слишком тупая для колледжа. Баффи-фрик, слишком сильная для стройки. И единственный, кого я могу выносить рядом - кастрированный вампир, жульничающий в кошачьем покере!"
Она действительно на него надеялась. Что он что-то наладит, поможет... Но Спайк даже не понимает толком её состояние. В мюзикле её состояние достигает апогея: "Дайте мне то, о чём петь". Но никто не откликается на её призыв, её друзья молча наблюдают смертельный танец. И только Спайк останавливает и в унисон поёт, что надо жить несмотря ни на что. В переулке, куда она за ним выбежала, они как зеркало друг друга. "Я касаюсь огня и замерзаю. Я хочу чувствовать" - "Я умер много лет назад, но ты заставляешь меня чувствовать...". И в финале - куда мы пойдем теперь? И как это бывает y Джосса, если Бафф в начале заявляет "Я никогда не поцелую тебя, Спайк, снова", то ждите, что именно этим серия и завершится. Баффи после возвращения памяти не может даже сразу подняться, так сильна затопившая сознание мрачная реальность. И Джайлз, заменивший ей отца, находит самый подходящий момент чтобы её бросить. Друзьям тоже не до неё, у всех свои проблемы. Только Спайк, как обычно, рядом, и она хватается за него, в надежде хоть на мгновенье забыться. Собственно, тут и зарыта собака. Пока Спайк оставался на той точке их отношения, которой они достигли в финале 5-го сезона, всё было не плохо. Баффи ценила и уважала его. Но как только Баффи делает шаг навстречу, он делает их пять. Он начинает искать встречи с ней, пытается выяснить отношения, преследует её и не понимает слова «нет». Его давление, больше свойственное середине 5-го сезона, провоцирует Баффи также откатиться назад. Она исчерпывает аргументы и вновь страдает нос Спайка. Что еще удивительнее, Спайк ударяет её в ответ. Он, которому все лето снились кошмары, как он спасает её тысячами разных способов и который считал дни с её смерти. В одно мгновенье они разрушают то, что с таким трудом построили за год. В случае Спайка эти разрушения имели большой размах - все его изменения к лучшему, вся помощь, которую он оказывал скубям и Баффи, его уважительное и трепетное отношение к ней оказались мгновенно зачеркнуты обидой и злостью. Она отказывается видеть в нём изменения, что ж, тогда он возвращается к себе прежнему. Спайк идет лопать девушку в ближайший переулок, и его уговоры в этом смысле мало показательны. Если бы изменения, на которых он настаивал, произошли - он бы никогда не пошёл самоутверждаться за счет человеческой жизни. Но более показательнo его злорадство, когда он выясняет: "Нет ничего не правильного со мной. Что-то неправильное с ней". Мысль о том, что Баффи такой же монстр, каким считает его, окрыляет Спайка. Теперь ему нет нужды тянуться к недосягаемой Баффи и установленной ею планке, она скатилась до его уровня. "Я вампир! Мне положено быть на темной стороне. Какое у тебя оправдание?". И оба очень наглядно падают в провал, разрушая все вокруг. Наутро Спайк отвешивает на редкость неудачный комплимент: "Я знал, что единственная вещь лучше убийства истребительницы может быть трах..." И далее: "Я может и грязь, но ты та, которая любит валяться в ней". Спайк примирился со своей природой, он согласен быть монстром и не больше не желает большего. И всячески пытается уверить Баффи, что она ничем от него не отличается, что её место рядом с ним. В темноте. И здесь не играет роли, что он не подбивал её на преступления и убийства. Он просто заставлял её поверить, что она монстр. "Какой ты вид демона, лав?" (6.12). Пытается противопоставить её друзьям, зарождая в ней страх их осуждения. "Как ты думаешь, что бы они думали о тебе, если бы узнали" (6.13). Спайк пытается привязать её к себе: "Это не твой мир. Ты должна быть во тьме... со мной". Учитывая уязвимость состояния Баффи, поведение Спайка может оправдать только отсутствие души и осознанности своих действий. Особенно ярко он демонстрирует полное непонимание нравственности Баффи, когда уговаривает её скрыть убийство Катрины. Он искренне недоумевает, что такого ужасного, подумаешь, случайно убила девушку. Спрячем труп в реке и забудем. В "As You Were" Спайк прячет в склепе оружие массового поражения и на явное разочарование Баффи справедливо возражает: "Ты знаешь, кто я, ты всегда знала, но все равно приходишь ко мне". (6.15) Спайк не менялся и не собирался меняться. Он считал, что Баффи приняла условия игры и никак не может понять, что не так.
В «Hell's Bells» они разговаривают с куда большей теплотой и уважением к друг другу, чем за весь 6-й сезон. Баффи признаётся, что попытка вызвать её ревность удалась. И что она это в некоторой степени заслужила. Это не правда, отвечает Спайк. Баффи не собирается менять своего решения, но признает, что ей тоже их расставание причиняет боль. Спайк благодарен ей за это. Он рад видеть её счастливой и признает, что сам он не видел её такой уже очень давно. Редкий момент взаимопонимания, которого не было между ними с начала сезона.
В "Normal Again" они продолжают общаться в той же доверительной манере. Спайк позволяет себе упрекнуть Баффи за их разрыв. Но с появлением скубей все меняется. Баффи начинает оправдываться, как будто её разговор со Спайком должен иметь причину, а не просто желание. Открещивается от любых отношений кроме профессиональных: контрабандист – истребительница. Иначе слишком многое бы пришлось объяснять… Спайка это выводит из себя. Он не может выплеснуть обиду на Баффи и цепляется к Ксану. Баффи в своём стремлении избежать травмирующей реальности проваливается в параллельную вселенную, существующую или вызванную ядом.
В разговоре с Ксандром Спайк озвучивает свои претензии к Бафф: «Влюбила меня в себя, вставила в мою голову чип, сделала секс-раба…». Практически вторит самому себе в "Crush". Спайк все еще не готов брать на себя ответственность за их отношения и возлагает их исключительно на Баффи.
Когда она произносит «Ты не часть моей жизни», Спайк уязвлен этим. Он бросает ей, что она любит страдать и потому мучает и его. Баффи не в себе, но Спайк требует здесь от неё определиться (как это было и в "Crush", но без цепей). Сделать выбор. Спайк по прежнему считает (и ошибается в корне), что всё, что не даёт Баффи быть с ним, - это боязнь осуждения со стороны её друзей. «Или ты скажешь им, или я». Несомненно, Спайк хотел облегчить её участь и верил в то, к чему призывал Баффи. Не понимая, что делает всё только хуже. Баффи на таком фоне реальность психушки с живыми родителями и жизнью без Саннидейла с его проблемами и постоянным грузом ответственности за всех и вся кажется привлекательнее её реальности. Реальности, в которой ей приходится сражаться с вампирами и убивать монстров, умирать и спать с вампиром. Лучше быть сумасшедшей, чем запутаться так, как это сделала Баффи.
В итоге Баффи выбирает мир не тот, в котором её любят, а тот, в котором она больше нужна. Она не в силах прервать свое героическое путешествие, её долг - это то, что она есть. И Спайк никак не может понять этого.
С его стороны довольно безответственно было бросить нездоровую Баффи и не проследить, как она приняла лекарство, о чём его просила Уиллоу. В "Entropy" Спайк вновь пытается давить на Баффи, чтобы она приняла какое-то решение. На самом деле она его приняла. «Почему ты больше не спишь со мной?» - «Потому что не люблю тебя». Но это решение Спайка не устраивает. И он надеется, что рассказав друзьям правду, Баффи вновь окажется в изоляции, станет его, как это уж было не так давно.
Далека от мысли, что Спайк делает это намеренно. Пытается сделать Баффи уязвимой и доступной для себя. Он без сомнений хочет её. Хочет обладать ею. Его монстр страдает и желает вернуть всё, как было. Но я также верю, что Спайк искренен, когда говорит Баффи, что не причиняет ей боль. Он заботится о ней. Но полагает, что Баффи врёт сама себе и это слабость не даёт ей признать чувства к нему. Спайк не в силах справиться со своей любовью, она рвёт его на части – часть его стремится заботиться о Баффи, не причинять ей боли, а часть страдает от неразделенного чувства, обвиняет её в его страданиях и стремится избавиться от них. Поэтому он идет в "Магическую шкатулку" в поисках заклинания. Чтобы забыть. Прекратить эту боль. Мгновение в объятиях Ани делает его более близким к Баффи, чем когда-либо. Он пробует её лекарство, и оно горчит. Это не то, к чему призывала его Баффи. Он не идёт дальше, он бежит от боли. Но распад продолжается. Его попытка утешения причиняет боль Баффи. Это не значит, что она, как собака на сене, отпускает его и попрекает тут же, что последовал её совету. Её ранит, что Спайк так уверенно заявляющий, что «с ним что-то случилось» и «это другое», которому она поверила «это так. Для тебя», по сути делает то же, за что она себя осуждала весь сезон. Поэтому его фразу «Я был достаточно хорош для Баффи» она принимает. Да, она поступала также с ним. И не ей упрекать его в этом. В этом они достигают понимания и обмениваются кивками. Все расходятся в состоянии некой неопределённости. Процессы запущены, но ещё никто не знает, к чему всё идёт.
Вектор их отношениям придает визит Дон, который будит в Спайке вновь тот вихрь эмоций, который он пытается заглушить с помощью виски. Обиду и гнев на Баффи, любовь к ней, чувство вины за причинённую боль и нарушенное слово (данное прежде всего себе). Он приходит к ней в настоящем отчаянии. Как утопающий цепляется за соломинку баффиных слов: «У меня есть чувства к тебе. Но это не любовь.» Она честна с ним. Она не может любить его, потому что не может доверять. Спайк не способен понять, что значит это доверие для неё. Зачем оно им? Какое отношение оно имеет к любви? Его любовь - это дикий всепоглащающий огонь, обжигающий обоих и грозящий спалить до тла. Он не может понять Баффи и стремится быть понятым сам. Донести его чувства до неё. Старым проверенным способом. Поместить их в неё, разделить их. Как тогда в "Dead Things" он пытался вобрать в себя её ненависть, так теперь он пытается поместить в Баффи свою любовь.
Почему сцена в "Seeing Red" одновременно является изнасилованием и не является им. Как такое может быть вообще. Слишком однозначное преступление для столь неопределённых трактовок. Но неоднозначность проистекает из того внутриличностного кризиса, который достиг в Спайке своего пика. Он верит, что Баффи его любит, но боится признать. И он не в силах выносить свою любовь. У Спайка тоже был свой рай, из которого он изгнан… И он желает вернуться в него, прекратить боль. Он не может перестать чувствовать. Он пытался. Но может заставить Баффи чувствовать в ответ. Это сцена не об удовлетворении половой потребности против желания. Это об удовлетворении потребности быть любимым в ответ. В какой-то степени оно ещё ужаснее от этого. Спайк любит Баффи. Не просто хочет её, как какой-то мужик, неспособный сдерживать свои тёмные импульсы. Он любит и хочет заставить любить себя в ответ. Это не тот случай, когда можно однозначно осудить аморальность действий насильника и посочувствовать жертве. Перед нами две жертвы. Баффи весь сезон дезориентировала Спайка своим поведением. Когда «нет» означало «да». Она не могла справиться со свой слабостью и теперь Спайк не верит ей. Он был ниже её и признавал за ней моральное превосходство в 5-ом сезоне. Это заставляло его тянуться к ней, изменяться, становиться лучше. В 6-ом Баффи спустилась на один уровень со Спайком. Он перестал думать о ней, как о чем то… лучшем, чем он. Окончательное падение произошло в "Smashed".
Падение сквозь пол и крушение всей системы отношений, что они построили до этого. Моральное падение Баффи. «Единственный шанс у тебя со мной был, пока я была без сознания». И вот, она его. В сознании. Принадлежит ему. И не хочет этого признавать. Убегает каждый раз. Стыдится того, что делает и продолжает. Это заставляет Спайка думать, что её принципы - это жалкая ложь себе. Страх осуждения. Лицемерие. Он считает себя грязью, но и её тоже. Он не перестал её любить. Но перестал восхищаться ею. И в ванной происходит закономерный итог их последовательного морального падения. Баффи пала и увлекла с собой Спайка. Нашла в себе силы подняться, но Спайк этого не понимает и не принимает. Та его часть, которая ненавидит Баффи за причиненную боль, его демон, пытается совершить над ней насилие. Та часть, которая любит её, которая не желает причинять ей боль, ужасается содеянному. Конфликт его Я и Оно достиг состояния фрустрации. «Что я сделал? Почему я не сделал этого? Что она сделала со мной?» Спайк сначала возлагает ответственность на Баффи, по привычке. Затем что-то происходит с ним. Он достигает предела экзистенциального кризиса. Существование в прежнем виде не приемлемо и не переносимо. И он берёт на себя ответственность за свою судьбу. «Ничего не изменится, пока не сделаешь шаг». Поездка за душой, болезненные испытания – это уже следствия того шага, который Спайк сделал в Саннидейле. Свое главное решение в жизни он принял там. Вначале меня безмерно смущалa эта алогичность сюжета. Как мог Спайк захотеть душу в отсутствие оной? Как он мог осознать свою вину и как его демон смог допустить убийственное для него решение? Но это не было моральным решением. Спайк не оценивал свой поступок с точки зрения правильно - не правильно. И не только чувство вины заставило его хотеть душу. Спайк осознал, что он не хозяин своей личности. Он не может контролировать себя. То, что так долго было абсолютной свободой, вдруг стало нестерпимыми оковами. Спайк захотел стать человеком, способным на свободу воли и собственный выбор. Душа это не «лунные лучи и не звенящие пенни, душа это ненависть к себе». Спайк возненавидел часть себя достаточно сильно, чтобы захотеть измениться. Он действительно воин. Нет ничего более сложного, чем бороться с тьмой внутри себя. Вдвойне это тяжелее, когда ты рожден этой тьмой и это «лёгкий способ жить». Но Спайк никогда не отступал и искал схватки. Он сразился с самим собой и победил. Эту силу, эту способность не отступать и не сдаваться, это мужество любит в нём Баффи. И я. Не душу. Личность.
Спасибо!
Меня всегда поражало мнение, что Баффи со Спайком вполне могли бы быть вместе и без души последнего, если бы не личные баффские проблемы. Всё-так любовь, это сложный комплекс чувств и если сердцем и телом она его любила к концу шестого сезона (в этом я уверена), то её душа как бы повисала в воздухе, не находя встречного ответа. Пока она считала себя монстром, на это можно было внимнаия не обращать но потом становилось всё яснее, что они друг друга не понимают.
может быть, это было заблуждение? Своего рода самообман? я сама была ослеплена симпатией к Спайку, улечена всей идеей Спаффи, я была так рада, что в 6м сезоне они наконец-то сошлись, что совершенно не замечала грызущего внутри червячка ...И теперь , благодаря этой статье я наконец-то смогла озвучить причину...
Спайк тянул ее во тьму, Спайк весь 6 сезон не пытался подняться к ней , он пытался опустить ее до себя...
А это неправильно в корне...
Что его мучает чувство вины за то, что ей пришлось умереть, и он не смог помешать этому. Похоже, единственного из всех. Я и не задумывалась об этом
А анализ замечательный.
Liyirna
Меня всегда поражало мнение, что Баффи со Спайком вполне могли бы быть вместе и без души последнего, если бы не личные баффские проблемы.
Меня до сих поражает это мнение
_Pretty_ in_Scarlet_
Баффи конечно было очень плохо, но ему по-моему еще хуже.
6-ой сезон не был легким не для кого
Меня до сих поражает это мнение
6 сезон действительно сложен,многогранен и драматичен,за это я его и люблю.
В 6-ом Баффи спустилась на один уровень со Спайком. Он перестал думать о ней, как о чем то… лучшем, чем он.
читать дальше
вчера еще один очень интересный ваш пост был...
Да. тут только начни размышлять
Ой-ой, теги соскочили к концу коммента, проглядела
читать дальше